Главная Мои университеты Библиотека Полезные связи Вернисаж Гостевая книга Контакты
Расписание Индивидуальные консультации Тренинги и группы Вы спрашивали
Новости библиотеки

Есть женщины в русских селеньях 31.08.2017 Есть женщины в русских селеньях
Пьеса. Литературная иллюстрация к тренингу "Формула души" опубликована в разделе "Мои статьи"

Письмо Бабе Яге 21.02.2017 Письмо Бабе Яге
Эссе в эпистолярном жанре :) "Письмо Бабе Яге" опубликована в разделе "Творчество клиентов.

"Нам не дано предугадать..." 15.02.2017 "Нам не дано предугадать..."
Статья-эссе о символическом мышлении, о символах, зашифрованных с древних времен в привычных словах, и о том, зачем и надо ли их расшифровывать, опубликована в разделе "Мои статьи"


Новости 1 - 3 из 27
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

_____

Пятиклассникам о мифе и сказке на уроках литературы, искусства и технологии

…Универсальный характер знаний – единственное, к чему может быть полное доверие.

Э. Шредингер

На уроках литературы, искусства, истории, технологии и т.д. учащиеся постепенно приобщаются к миру искусства, осознают его значение в жизни человека и общества, его роль в развитии духовного мира и в формировании ценностно-нравственных ориентиров. Наиболее полное представление складывается, когда материал рассматривается с разных сторон, за рамками одного учебного предмета. Одним из наиболее эффективных путей достижения этого результата является интегрированное преподавание и интегрированные уроки. Такое обучение дает возможность не только изучать явления искусства, но учит мыслить широко, формирует у учащихся целостную картину мира.

Например, культура разных народов изучается с первооснов: устного народного творчества на уроках литературы и декоративно-прикладного творчества, на уроках искусства. И то, и другое непостижимо без знакомства с мифологией: с солярными символами и мифами творения. Одно без другого не существует, поэтому эти темы изучаются в 5 классе одновременно на двух предметах.

На уроках литературы параллельно с мифами и сказками мы рассматриваем и произведения XXв., неразрывно связанные с представлениями о «поэтических воззрениях древних славян», мифологическом мышлении и сюжетами фольклорных сказок. Солярные мифы разных народов, бушменская сказка «Как дети забросили на небо солнце», рассказ А.Платонова «Никита», стихотворение «Рождество избы» Н.Клюева, стихотворения С.Есенина изучаются в рамках темы «Фольклор». При такой последовательности изучения произведений ребят уже не удивят метафоры поэта XXв.:

Прячет месяц за овинами


Жёлтый лик от солнца ярого…



А месяц будет плыть и плыть,


Роняя вёсла по озерам…


Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось…


                С. Есенин


Ведь лица, весла и колеса в синем небе – вещи само собой разумеющиеся для читателей, знакомых с мифами о борьбе Ра с Апопом, о небесных передвижениях Гелиоса, о создании солнца и луны из глаз китайского бога Пан-гу.

Не все указанные тексты входят в программу по литературе, с ними пятиклассники познакомились в рамках так называемого читательского часа: удивительные еженедельные уроки в рамках дополнительного образования, на которых можно просто читать в свое удовольствие без отметок, заданий и аналитической работы.

«Никита» А.Платонова помог учащимся очень органично примирить знания о мифологическом сознании древних с тем, что поэтическое мышление современного им человека хранит архитипические образы.

Как писал С.Есенин в трактате «Ключи Марии»: «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека. Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице.». С этим фрагментом статьи ребята познакомились на уроке «Избяной космос», где узнали, как в устройстве избы древние славяне воспроизводили свои представления о мироздании, о сакральном значении красного угла, печи, матицы и прялки, о происхождении конька. В таком контексте разговора дети готовы не только удивиться «странным» образам в изучаемых текстах, но и задуматься, почему крыльцо избы Бабы-Яги в народной сказке «Василиса Премудрая» похоже на чудовищную пасть, а изба-старуха С.Есенина порогом жует хлебный мякиш тишины. А самые пытливые отправятся искать разгадку в мифологическом словаре.

Ожило и наполнилось конкретным содержанием на этом уроке выражение «разверзлись хляби небесные», ясно и осязаемо зазвучали стихи Н.Клюева:

Тепел паз, замашисты кокоры…

Никого не оставил равнодушным роскошная строка: «Брызнет ярь с наличников окна», - сопровождаемая фотографиями наличников русских изб, покрытых изумительной резьбой.наличники1.jpg

К «чтению» этих «надписей» зодчих ребята были уже подготовлены на уроках искусства: легко узнали они суточный путь солнца с востока на запад через зенит на полотенцах, украшающих крышу дома. Ромбы, круги на ставняхналичники.jpg для пятиклассников не просто орнамент, но рассказ об устройстве мира и система защиты.

Домашнее задание предстояло выполнить на уроке искусства: нарисовать предмет быта и покрыть его оберегами. Учащиеся с интересом включились в эту работу, вспоминая свои переживания за мальчика Никиту, его страхи и представления о мироустройстве.

Думается, нельзя считать ошибкой то, что на крышу русской избы на своем рисунке гимназисты поместили африканского старика Солнечную Подмышку, потому что он им solar armpit.JPG«очень понравился». В этом соединении символов разных культур есть огромное чувствование их сущностного единства и восприятие себя частью огромного мира, в котором человек, солнце, ветер, месяц, звезды и реки взаимодействуют по каким-то испокон веков существующим законам. И в этом контексте так естественны обращение обиженной женщины (в 5 классе Купавы из «Снегурочки» А.Н.Островского(1), в 10 классе Катерины из «Грозы») к силам природы за помощью, изменения в природе, сопровождающие приключения Насти и Митраши (М.Пришвин «Кладовая солнца»), а в дальнейшем участие природы в походе князя Игоря («Слово о полку Игореве»). В восприятии подготовленного читателя это уже не просто олицетворения, какие-то отдельные от сюжета художественные средства (изобразительно-выразительные), а часть мироздания, то есть космоса большого, и факт сознания человека, древнего или современного, но связанного с истоками, то есть космоса малого.

Нет, конечно, пятиклассники такими понятиями не оперируют, слово «космос» слышат в теме урока как красивую метафору. Они просто читают, смотрят, поют, рисуют и в творческой деятельности вспоминают и воспроизводят сакральное знание, которое есть в генетической памяти каждого.

boys.JPGИнтегрированное изучение темы «Фольклор» на уроках литературы, искусства, музыки и технологии завершилось уроком-зачетом. Учащиеся должны были представить сказывание фрагмента русской народной сказки, подготовить для выступления декорации, костюмы, предметы, значимые в развитии образов или сюжетной линии, и музыкальное сопровождение. Это была серьезная командная работа, подготовленная творческим коллективом преподавателей, которые все это задумали, посещая уроки друг друга, наполнили каждый на своем предмете средствами своего вида искусства жизнью.

(1) «Снегурочка» А.Н.Островского тоже не изучается на уроках литературы в 5 классе, но очень к месту пришлась на уроках музыки, где ребята слушали и учили песни – обращения к силам природы из оперы Н.Римского-Корсакова.


Федотова Юлия Владимировна,

Иванова Екатерина Анатольевна