Главная Мои университеты Библиотека Полезные связи Вернисаж Гостевая книга Контакты
Расписание Индивидуальные консультации Тренинги и группы Вы спрашивали
Новости библиотеки

Есть женщины в русских селеньях 31.08.2017 Есть женщины в русских селеньях
Пьеса. Литературная иллюстрация к тренингу "Формула души" опубликована в разделе "Мои статьи"

Письмо Бабе Яге 21.02.2017 Письмо Бабе Яге
Эссе в эпистолярном жанре :) "Письмо Бабе Яге" опубликована в разделе "Творчество клиентов.

"Нам не дано предугадать..." 15.02.2017 "Нам не дано предугадать..."
Статья-эссе о символическом мышлении, о символах, зашифрованных с древних времен в привычных словах, и о том, зачем и надо ли их расшифровывать, опубликована в разделе "Мои статьи"


Новости 1 - 3 из 27
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

_____

Творить в жизни или творить жизнь

Когда б вы знали, из какого сора 

растут стихи, не ведая стыда...

Анна Ахматова


Я часто, особенно в последнее время, сталкиваюсь с высказываниями разных людей о том, что в их жизни не хватает творчества. На поверку оказывается, что в этих словах: «мне не хватает в жизни творчества» - есть два смысловых пласта: внутренний - «мне не хватает в жизни...» - пласт желаемого, выражающий какую-то потребность, наполненный индивидуальным переживанием, и внешний - «творчество» - высказанное содержание, слово, которое часто используется для определения таких неопределенных понятий, как «высокое», «возвышенное», «настоящее», «уникальное», «значительное»,  «особенное». 


Действительно, мы часто не придаем значения тому, что у слова «творчество» два безусловно близких, но, тем не менее, разных значения. С одной стороны, под творчеством понимают создание предметов искусства ( литературы, живописи, прикладного творчества) - именно это значение чаще всего выходит на первый план. С другой стороны, под творчеством в широком смысле понимается процесс взаимодействия  с жизнью, позволяющий человеку спонтанно выражать себя вовне, оставаясь верным своим ценностям, своей уникальности. В этом смысле, любая деятельность, «от супа до бизнес проекта», в которую человек вкладывает душу, наполняет своим духом, собой настоящим, деятельность, интерес к которой он считает для себя значительным в данный момент и в которой проявляются особенности содержания его внутреннего мира, становится искусством. 


Невнимание к этой второй части значения слова «творчество» или незнание его делает ложью «мысль изреченную»: «мне не хватает в жизни творчества», «никогда не занимался творчеством, а сейчас есть ощущение, что что-то упустил». Я слышу за этими фразами глубокую грусть: «мне не хватает в жизни МЕНЯ, я не знаю, чего хочу на самом деле, не могу соприкоснуться со своими истинными чувствами; я никогда не был достаточно внимателен к себе, к своим интересам, не придавал высокого значения своим увлечениям, не задумывался, что именно для меня самого, для моей души было действительно важным в каждый момент моей жизни, и вот теперь мне кажется, что я что-то упустил в жизни... упустил себя...» И, конечно, это не печаль о несозданных предметах искусства ― это тоска о собственной нереализованности в своей жизни. 


К сожалению, слишком часто потемками для нас является не только чужая душа, но и своя собственная. Мы слишком часто имеем весьма смутное представление о том, как выглядит наш внутренний мир, какими содержаниями он наполнен, и у нас возникает ощущение пустоты... Нам кажется, что за этими «потемками» ничего нет... или чего-то не хватает. Вы когда-нибудь смотрели в кромешную тьму или в густой туман? Когда есть понимание, что внутри этого что-то есть, но разглядеть это нельзя. Можно попытаться отвлечься, не смотреть, сосредоточиться на чем-то внешнем, но пустота, как черная дыра, затягивает взгляд. Сколько ни отвлекайся ― периферическое зрение ловит пустоту, пытаясь наполнить её образами чего-то известного и хоть сколько-то понятного. 


Так и получается, что представления о «высоком», «возвышенном», «настоящем», «уникальном», «значительном»,  «особенном» перестают относится к собственному внутреннему  миру  ― он скрыт за «потемками» или обесценен ― но вовне находится нечто, соответствующее тому, что хочется найти, например, искусство, которое и становится суррогатом подлинности для тех, кто не готов соприкасаться с подлинным собой. 


Творчество же в широком смысле, и в жизни, и в искусстве, это естественный продукт самореализации, рождающийся на границе соприкосновения подлинного внутреннего с подлинным внешним, и если в процессе его рождения возникают затруднения, начинать надо с глубокого изучения себя. И это никогда не поздно.