Главная Мои университеты Библиотека Полезные связи Вернисаж Гостевая книга Контакты
Расписание Индивидуальные консультации Тренинги и группы Вы спрашивали
Новости библиотеки

Есть женщины в русских селеньях 31.08.2017 Есть женщины в русских селеньях
Пьеса. Литературная иллюстрация к тренингу "Формула души" опубликована в разделе "Мои статьи"

Письмо Бабе Яге 21.02.2017 Письмо Бабе Яге
Эссе в эпистолярном жанре :) "Письмо Бабе Яге" опубликована в разделе "Творчество клиентов.

"Нам не дано предугадать..." 15.02.2017 "Нам не дано предугадать..."
Статья-эссе о символическом мышлении, о символах, зашифрованных с древних времен в привычных словах, и о том, зачем и надо ли их расшифровывать, опубликована в разделе "Мои статьи"


Новости 1 - 3 из 27
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

_____

Об истоках эгоизма


В современной психологии очень много совершенно различных взглядов на понимание сути и причин эгоизма. Очень популярна, например, в нашей социокультурной действительности в последнее время «теория разумного эгоизма» предложенная ещё в конце 19 в. Чернышевским в романе «Что делать». Одновременно с теорией, противопоставляющей эгоизм и альтруизм, бытует представление, описанное Кантом, о том, что эгоизм есть любовь к себе.


По-моему, пора просто отказаться от термина, в силу его крайней неопределенности.

Даже в бытовом употреблении «эгоизм» звучит то как синоним греха и неоправданной жестокости, то как оправдание права иметь собственные потребности, то как повод для гордыни.


Мысль об эгоизме и эгоистах возникает у нас, как правило, в момент, когда наша Вера в Любовь (ту самую, безусловную, или воздушно-романтическую) - другими словами, потребность получать, ничего не вкладывая, наталкивается на то, что кто-то не готов её удовлетворять, либо в момент, когда мы выбираем не удовлетворять чьи-то потребности, и получаем за это обвинение в эгоизме.


То есть, стоит, пожалуй, говорить о том, что среди нас  есть люди, слабо осознающие свою острую потребность быть нужными, нравится, быть «хорошими», «правильными» и реализующие её путем подчинения потребностям близких, благотворительностью, миссионерством, меценатством и просто добротой, при этом, однако, сурово осуждающие других «плохих», которые так не делают, или, что ещё ужаснее, не благодарят своих спонсоров как минимум похвалой и восхищением, а как максимум ответным подчинением. Эти «плохие», по логике, должны безусловно, испытывать массу неприятных чувств: вину, стыд, отверженность,  - ведущих их к положительным изменениям и признанию необходимости принять вечные моральные ценности и подчиниться «здравому смыслу».


Кроме того, есть люди, в глубине души сомневающиеся в своем праве иметь собственные потребности, неосознанно чувствующие себя униженными, а на сознательном уровне гиперкомпенсирующие это бессознательное переживание демонстрацией своих импульсивных желаний, ярко, акцентировано противопоставленных потребностям окружающих.  Как правило, именно эти люди больше всего говорят о защите собственного достоинства, которое на деле давно превратилось в защиту себя от самоуничижения, и не умеют просить и просить о помощи, потому что это ― удел «тварей дрожащих».


С другой стороны, к счастью, есть люди осознанные, имеющие хороший доступ к своим истинным потребностям и способные удовлетворять их, не противопоставляя потребностям окружающих, а взаимодействуя с ними.